Если вы собираетесь отправиться в туры в Италию или уже успели побывать в Венеции,то скорее всего вам известно, что Собор Святого Марка является одним из главных символов «города на воде». Так чем же он так знаменит?
В период Крестовых походов с завоеванных территорий венецианцы привезли множество трофеев и сокровищ, самыми знаменитыми из которых были скульптуры четырех коней с византийского ипподрома из позолоченной бронзы, относившиеся к эллинистической эпохе, а также порфировые «тетрархи», замурованные в стену сокровищницы, сирийские колонны и великолепный «золотой дворец» с портретами Иоанна Комнина и императрицы Ирины. Эти творения были особенно ценными, поскольку их изготовили греческие мозаисты, принятые с почестями и получившие вознаграждение золотом. Этих мастеров пригласили, чтобы декорировать поверхности стен, колонны, своды, капители, пилястры и купола, а также украсить полы изображениями животных, выложенными из мелких камушков богатой цветовой палитры. Греки обучали своему искусству молодых венецианцев.
Многочисленные художники, созванные со всей Италии — из Тосканы, Ломбардии, Рима, а также из Франции, конкурировавшие между собой за участие в работах религиозного центра, третьего Рима. Рядом с центральным римским порталом, имеющим традиционное изображение месяцев года и связанных с ними календарных работ и знаков зодиака, находятся мавританская арка левого портала и место погребения тела св. Марка, выложенное старинной мозаикой. На мозаичном фризе, находящемся в баптистерии, натуралистически представлен обагренный кровью мученик — Иоанн Креститель, и изображены танцы Саломеи. Нартекс покрыт изображениями, повествующими об истории Ноя и Всемирного потопа (15 сцен). Там же имеется изображение высокой воды (aqua alta), готовой поглотить Венецию. Этот сюжет повторяется на монументальной капители, расположенной в юго-западном углу дворца герцога. Иконостас увенчивают статуи двенадцати апостолов работы Джакобелло и Пьетро Паоло далле Мазенье, расположенные над амвоном из красного мрамора. Эмали и драгоценные камни великолепного pala d’oro, шедевра венецианской готики, и покрывающая его стены живопись Паоло Веронезе придают собору художественную целостность. Его полы также украшены мраморной мозаикой XII в., выложенной двумя способами: либо из элементов различного размера, но размещенных в определенном порядке (opus tessellatum), либо из элементов небольшого размера, но выложенных в произвольном порядке из различных камней (opussectile).
Герцогский собор зависел непосредственно от герцога и ряда наиболее важных сановников, находясь под покровительством шести прокураторов Св. Марка, высших государственных лиц после дожа. В соборе Св. Марка отмечались наиболее важные события истории города.
По материалам: Клуб Восемь путешествий, http://888travel.ru/tours/italy